HOT LINE

Информационный партнёр

 

Официальный партнер

Сервисный партнёр

Страховой партнёр

Противоугонный партнёр

Релакс партнер

ХОСТИНГ ПАРТНЁР



 

История

 

Mazda Motors Corporation не сразу пришла к своему нынешнему призванию и виду: долгий путь в настоящее начался в Японии в 1920м году в личине Toyo Cork Kogyo Co., Ltd, сменившись в 1927м на Toyo Kogyo Co.,Ltd. В 1931м году компания решила начать переход от производства машинного инструментария к автомобилестроению, представив миру трехколесную Mazda-Go, но Вторая мировая война затормозила эту трансформацию – будущая дзайбацу работала на военные нужды, производя, помимо автотранспорта для мотострелковых частей, винтовки. После войны, как только США начали программу экономического возрождения Японии, бизнес пошел вверх – и Toyo Kogyo выпустили две первые машины – Mazda R360 в 1960м и Mazda Carol в 1962м годах. Само же название Mazda корпорация взяла в 1984м году, несмотря на то, что машины изначально выпускались под этим брэндом.

 

Забегая вперед, следует отметить экономический интерес Ford Motor Company – 31го марта 1999 года Марк Филдс, глава Форд Мотор на то время, увеличил интерес Форда с 15% до 33,4% от акционерного капитала Mazda Motors, получив таким образом минимальный контрольный пакет с целью предотвратить (как оказалось – успешно) банкротство компании из-за финансового кризиса. Подобный шаг был небезоснователен – корпорация Ford тесно сотрудничала с Mazda Motors с 1979 года, заключив сделку, которая положила начало нынешнему обмену платформами между Маздами и Фордами – выпуск машин под брэндом компаньона для облегчения выхода на новый рынок. Так, в 1979 Форд Моторс начали продажу автомобилей Mazda в Азии и Австралии под названиями Ford Laser и Ford Telstar, кроме того, подобный шаг позволил американцам продавать свои машины в Японии под маркой Mazda. Ford Motors, в целом, сконструировали немало автомашин на базе Мазд – например, Probe, рестайлинговый Escort для североамериканского рынка, Mercury Tracer, хотя следует заметить, что имели место и совместные разработки: Mazda Tribute, она же Ford Escape, и бестселлер на рынке SUV, Ford Explorer, появившийся на свет в 1991 году (впрочем, японский аналог Mazda Navajo потерпел фиаско из-за конъюктуры рынка). Не обошлось и без обратной связи:  малоизвестные у нас пикапы Mazda B-series были разработаны в 1994 году на основе Ford Ranger и по сей день, после нескольких фейслифтов, производятся в Штатах.

Сотрудничество между корпорациями не ограничивалось только переделкой брэнда и обменом платформами, инженеры обоих компаний «делились» и двигателями – маздовский 2.3л L4 заменил в машинах обеих марок аналогичный по объему двигатель Ford-Lima 2.3л L4 как более эффективный, впрочем, лидерство в объемах побольше (2.5L V6, 3.0L V6, 4.0L V6) сохранилось за двигателями Форд.

Подобная практика обмена технологиями расцвела в полной мере, когда компании решили в начале XXI века перейти от банального ребрэндинга перейти к более тесному симбиозу – обмену платформами, первыми ласточками которого стали продажи Mazda 121, построенная на основе Ford Fiesta, и замена Laser и Telstar на Focus и Mondeo, разработанные с нуля совместными усилиями.

 

 

Хронология модельного ряда Mazda.

 

1940-1959

 

Основные производственные усилия Toyo Kogyo Co., Ltd. в те времена шли на нужды военного комплекса Японии – компания производила винтовки Type 99, прославшиеся своей прочностью по тем временам. После войны Япония впала в экономическую стагнацию, что и обусловило «молчание» корпорации.

 

1960-1969

 

Декада шестидесятых ознаменовалась крещением Toyo Kogyo в роли автопроизводителя – на свет появилась 16-сильная Mazda R360 класса «kei car» (японское название смарт-класса), далее компания набирала обороты, разрабатывая новые машины вплоть до спортивной Mazda Cosmo, на которую уже ставили новейшую по тем временем разработку, роторный двигатель Ванкеля. Расширение рынков сбыта вывело продукцию Toyo Kogyo в Канаду (1968) и в США (1970).

 

1970-1979

 

Это десятилетие можно смело назвать триумфальным для марки Mazda: мировое признание двигателя Ванкеля как намного более производительного в сравнении со своими шатунно-поршневыми собратьями привлекло интерес покупателя и Toyo Kogyo начали ставить роторно-поршневой агрегат практически во все свои автомобили, от пикапа Rotary Pickup до спорт-купе RX-7 и крупногабаритного седана Luce, за исключением Mazda Chantez, представительницы смарт-класса (такое решение было обусловлено ветированием подобного хода остальными автопроизводителями).

Впрочем, не все было ладно в дзайбацу – именно в 1970е годы корпорация пережила первый кризис, после которого четверть ее активов (25%) оказалась в руках Ford Motors, положив начало симбиозу фирм. Кроме того, ставка на первое поколение RX-7 как на флагмана марки не оправдала себя (во всяком случае, сразу, так как позже, в 1980х, дела пошли намного лучше).

 

1980-1989

 

Восьмидесятые годы прошли под эгидой финансового успеха Mazda Motors, в основном благодаря ее развитию уже в структуре автопромимперии Форда. Наибольшим успехом пользовались первые модели Mazda 323 (GLC на североамериканском рынке) и Mazda 626, выпущенные в ранних 80х – об этом можно судить по примете, которая до сих пор верна: «если первое место в продажах автомобилей в Японии принадлежит не Тойоте, то это однозначно хит!»; именно тогда Mazda сумела обойти Toyota Corolla по уровню продаж на внутреннем рынке.

Не топтались на месте и Ford Motors – на основе Mazda MX-6 был построен Ford Probe, снискавший неплохую репутацию среди автотюнеров и уличных гонщиков, кроме того, начался выпуск моделей Mazda MX-6 и Mazda 626, разработанных под авторынок США на специально организованном для производства совместном предприятии AutoAlliance International (вот откуда АвтоИнтернешнл назвалось! :)). На волне успеха, в 1989 году, Mazda выпустила Eunos Roadster (более известный как MX-5 и Miata), который буквально взорвал мировой рынок спорткаров, в основном благодаря новой концепции идеи спорткаров (на тот момент рынок был перегружен многолитровыми GT-версиями) и, вероятно, вдохновению, навеянным Lotus Elan; родстеры Mazda широко известны и по сей день.

 

1990-1999

 

Конец второго тысячелетия нельзя назвать успешным для японо-американского конгломерата: несмотря на сногсшибательный успех родстера Miata и популярность марки в Европе, большую часть прибыли «съел» низкий уровень продаж в Штатах и Японии, в частности, чрезмерно дорогой RX-7 третьего поколения (несмотря на то, что эта машина до сих пор остается легендой в автотюнинге). Кроме того, дала о себе знать провалившаяся попытка разделить бренды по классу автомобилей, причиной такому смелому шагу послужило исследование рынка, которое показало, что Mazda известна в первую очередь как экономичная бюджетная машина. Нацелившись на удвоение объема продаж, Mazda Motors запустила три новых брэнда: Anfini, Autozam и Eunos, причем в связке с последним должны были выйти на рынок люкс-подразделение, Amati, в США и Xedos в Европе, впрочем, программа Amati была свернута в последний момент и слухи о V12-флагмане от Mazda так и остались слухами...

Попытка оказалась в некотором роде пыткой – аналогичный успех Тойоты был повторен только на 33%, не в последнюю очередь благодаря чрезмерному разнообразию и схожести машин, например, на базе одной только «626» выпускалось семь (!) машин. Помимо этого, из-за разделения брэндов возник кризис узнаваемости – для столь крупного игрока автопроизводства непростительно не иметь однозначно узнаевамого логотипа. Первый логотип появился в 1962 году и имел вид стилизованной буквы М (нечто среднее между символом Скорпиона в зодиаке и обозначением катушки в электросхемах), потом он ушел в небытие и его заменило слово «MAZDA», написанное фирменным шрифтом. После попытки ребрэндинга в 1991 году появился «цветок лотуса», который был настолько похож на ромб, символ Рено, что его через год заменили, сгладив углы «цветка», на «вечный огонь», которым отмечены Мазды 1992-1998 годов выпуска (впрочем, уровня популярности логотипа-слова он так и не достиг). Чтобы привлечь внимание к символу на машине, в 1998 году, Mazda Motors сделала новую попытку замены логотипа, которая оказалась вполне успешной и сейчас «крылья птицы» красуются на всех машинах Mazda (правда, иногда в таком размере, что поневоле задумываешься о комплексах неполноценности, оставшихся после кризиса :D).

Проблемы не обошли стороной и дизайн автомобилей – европейские критики основательно прошлись по внешнему виду последних машин в модельных рядах 323 и 626, подчеркнув, что предыдущие модели выглядели лучше, кроме того, рестайлинг MX-5 в 1998 году, несмотря на серьезное улучшение технической начинки, вызвал негодование критиков дизайна, которые всячески намекали на потерю чистого JDM-стиля и до сих пор отдают предпочтению первому поколению известного родстера.

И немного о хорошем в те времена: совместные усилия Мазды и Форда не пропадали даром, в 1998 году под именем уже известного СП Mazda/Ford открылся новый завод в Таиланде, AutoAlliance Thailand, построенный по образу и подобию основного завода Mazda в Хофу. Теперь это одна из основных производственных мощностей для конгломерата. Помимо этого, в 1994 году было принято решение разделить дизайн для грузовичков B-series на предназначенный для североамериканцев (клон Ford Ranger) и новый, нацеленный на аудиторию всего остального мира, который разрабатывался уже непосредственно маздовскими дизайнерами. В 1999 году, на радость маньякам уличных гонок, открылось американское тюнинговое подразделение японских «птичек» Mazdaspeed и его успех был еще впереди...

 

Новое тысячелетие:

 

2001

 

Этот год выдался довольно-таки тяжелым для Mazda Motors – новые, революционные модели еще были в разработке до середины 2002 года, а концы с концами сводить получалось не всегда...

 

2002

 

...Впрочем, такая рискованная ставка «пан или пропал» себя оправдала! Новые Atenza и Demio, известные нам как Mazda6 и Mazda2, существенно поменяли настроение рынка в пользу своих авторов, как в плане популярности, так и в восприятии брэнда в целом.

 

2003

 

Не сбавляя обороты, Mazda Motors выпустили на рынок замену популярной Mazda Protege (Mazda 323 1998-2003) – Axela, она же Mazda3 – и спорткар RX-8 с обновленным двигателем Ванкеля в качестве памяти спортивному прошлому марки (победа в гонках Ле-Ман в 1991 и развитие роторно-поршневого привода). Также, наконец-то принесло плоды тюнинговое подразделение Mazdaspeed: на рынке появилась Mazdaspeed Protege, нафаршированная до мощности в 170 л.с. и момента 217 Нм путем установки турбины Garrett T25 и красовавшаяся 17-дюймовыми дисками, серьезной аудиосистемой, усиленными тормозами и... всего двумя вариантами цвета: черный и оранжевый. Впрочем, уже спустя полгода Mazdaspeed Protege предлагалась еще и в желтом, серебряном, синем и титаново-сером цветах, кроме того, во внешнем виде поменялись обвес, диски и интерьер. Тираж этой дебютной машинки оказался весьма ограниченным – всего 4750 авто, что автоматически сделало ее предметом коллекционирования в США.

 

2004

 

Mazda Motors провела 2004 год в упорном закреплении своего успеха, сумев обогнать чахнущую Mitsubishi на некоторых рынках, тем самым уходя с позиции «лузера» в японском автопроме.

 

2005

 

По миру поползли слухи, что Ford Motors планирует использовать платформу Atenza/Mazda6 в своих новых моделях, что несказанно удивило аналитиков рынка – в том же 1996 году никто бы даже не подумал о подобном развитии событий, напротив, муссировались слухи об использовании фордовской основы в Маздах, что загубило бы на корню наработки японцев в области экономного автомобилестроения. Действительно, осенью 2005 года Ford выпустил три новых автомобиля на основе маздовской «шестерки» - Ford Fusion, Mercury Milan и Lincoln Zephyr.

Кроме того, подвергся капитальному рестайлингу и родстер MX-5 – японцы утверждают, что в новом, третьем, поколении Миаты нет практически никаких узлов и агрегатов, взятых от предшественников.

 

2006

 

Дальнейшее бурное развитие Mazda Motors проявило себя запуском брэнда Mazda Performance Series, MPS, уже известным в США как Mazdaspeed – и вместе с ним на растерзание рынку была отдана полноприводная Mazda6 MPS, развивающая мощность в 276 л.с. Вскоре появилась и версия MPS для Mazda3, получившая почетное место в списке журнала Automobile Magazine «All Stars 2007».

Отдавая себе отчет в том, что их продукция не представлена во многих сегментах авторынка, японцы запускают в производство несколько новых моделей – SUV-кроссовер CX-7, микровэн Mazda5 и внедорожник Mazda Tribute с гибридным силовым агрегатом. Кроме того, они выпускают обновленную Atenza/Mazda6 и, урезая расходы, прекращают производство вэна Mazda MPV.

Выставка в Лондоне 18 июля 2006 года приподнесла сюрприз фанатам серии MX‑5: впервые у этого родстера появилась версия с жесткой крышей, Roadster Coupe. Первые Miata со складной крышей пошли в продажу уже в октябре 2006 года.

 

2007

 

Косвенно об успехе Мазды говорят невероятные уровни продаж в СНГ и... Австралии. Если ситуацию в СНГ мы видим и сами, то касательно Австралии следует отметить, что Mazda уступает позиции только Тойоте, Форду и Холден, у которых в «стране киви» размещены свои производственные мощности, то есть там это самая продаваемая импортируемая машина!

В 2007 году Mazda Motors продолжает свою активную деятельность – осуществлен пробный запуск полноприводного минивэна CX-9, проведен фейслифтинг основных моделей (Demio/Mazda2, Axela/Mazda3, RX-8), готовится к выпуску рестайлинговая модель микровэна Mazda5 и смена поднабившей оскомину Atenza/Mazda6; не дремлют и автотюнеры в спецподразделении MPS, готовя к появлению на свет заряженные версии Demio/Mazda2 и родстера MX-5.

Жизнь продолжается в ключе Go Beyond!

 

(с) Украинский Мазда Клуб 2007

Rambler's Top100 Украинский портАл